Газета.ua, Киев,
23 июня 2015 г.
Здоровье дороже
1050 просмотров
Пострадавшим в дорожных авариях не придется отказываться от экстренной медицинской помощи из-за отсутствия денег на лекарства и медицинские услуги. Эти услуги будут оплачены за счет обязательных авансовых выплат страховых компаний-членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ).
Такое нововведение в сегменте «автогражданки» предусматривает законопроект №2122а «О внесении изменений в Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (об усовершенствования механизма страхового обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и совершенствования системы органов управления и контроля МТСБУ)», зарегистрированный в Верховной Раде 18 июня.
Спасая жизни
Законопроект предлагает ввести обязательные авансовые возмещения для оплаты экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Страховая компания будет обязана не позднее одного рабочего дня после поучения информации о страховом случае выдать лечебному учреждению финансовые гарантии на компенсацию лечения потерпевших в ДТП или обеспечить авансовое финансирование такого лечения.
«Мы с группой депутатов решили внести существенные правки в законодательство, чтобы люди смогли получить полноценную помощь, а средства на неотложное лечение поступали сразу от страховщиков. Пострадавшие на дорогах поступают в больницы часто в крайне тяжелом состоянии. Чем скорее им окажут всю необходимую помощь, тем больше шансов, что они останутся жить», - рассказывает один из авторов законопроекта председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, нардеп Сергей Рыбалка. Соавторами документа также являются член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, председатель депутатской фракции Олег Ляшко, нардепы Сергей Трегубенко, Георгий Логвинский, Алексей Кириченко, Артем Витко и Андрей Лозовой.
По словам Сергея Рыбалки, потребность в таких изменениях назрела давно. Украина много лет подряд стабильно входит в число мировых лидеров по смертности на дорогах. К примеру, по данным Госавтоинспекции, в 2014 году в ДТП погибли 4 402 человека, в 2013-м этот показатель был немногим меньше – 4 355 человек. То есть, за два года дорожно-транспортные происшествия унесли больше жизней граждан Украины, чем военные действия на востоке страны. Число тех, кто жертвует своим здоровьем в авариях, тоже впечатляет: в прошлом году более 32 тыс. человек получили телесные повреждения из-за ДТП. А в 2013 году пострадавших было более 36 тысяч.
Превратить фарс в выплаты
По Закону Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», пострадавшие в ДТП, а также родственники погибших должны получать от страховых компаний компенсацию за вред, причиненный здоровью и жизни. Сегодня эти выплаты установлены в пределах лимита 100 тыс. грн. Но из-за несовершенства закона об «автогражданке» получить такую сумму за многие годы удалось единицам. В среднем, выплата за нанесение вреда жизни и здоровью на одного потерпевшего не превышает 10 тыс. грн. Ведь по закону страховщики могут выплачивать пострадавшим и родственникам погибших только по чекам об оплате медицинских услуг, лекарств. Зачастую таких чеков у людей просто нет, так как медицина в нашей стране «бесплатная», а ритуальные услуги не всегда оказываются по квитанциям. «Выплаты родственникам погибших на дорогах Европы составляют не менее 1,5 млн. евро, не зависимо от наличия или отсутствия квитанций. А в нашей стране жизнь обычного человека стоит не больше 10 тыс. грн.», - отмечает в своих выступлениях член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
И даже эти мизерные деньги потерпевший получает не сразу, а только после длительных судебных разбирательств. Хотя многим людям финансовая помощь жизненно важна именно в первые дни лечения.
Ситуация должна была измениться к лучшему после 5 февраля 2013 года, когда вступил в силу новый механизм расчета выплат по ущербу здоровью и жизни потерпевших в ДТП. Согласно ему, если пострадавший в результате ДТП получил инвалидность, страховщик обязан выплатить фиксированную сумму: 36 минимальных заработных плат (МЗП; 43,8 тыс. грн.) за первую группу, 18 МЗП (21,9 тыс. грн.) — за вторую, 12 МЗП (14,6 тыс. грн.) — за третью (если пострадавший несовершеннолетний — 18 МЗП). В случае смерти потерпевшего выплата не может быть меньше 36 МЗП. Но в МТСБУ признают, что изменение механизма расчета никак не отразилось на выплатах.
Согласно отчету дирекции Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), в 2014 году выплаты по ущербу здоровью и жизни потерпевших в ДТП составили всего за год 31,9 тысяч гривен, или всего чуть больше 3% от всех выплат по «автогражданке».
«Законопроект в корне поменяет подход к этому вопросу. Люди сразу получат компенсацию от страховой компании, в том числе возмещение обоснованных затрат, связанных с доставкой, размещением, содержанием, диагностикой, лечением, протезированием и реабилитацией потерпевшего в соответствующем медучреждении а также медицинским уходом, лечением в домашних условиях и приобретением лекарственных средств», - отмечает Олег Ляшко.
Кроме того, депутаты предлагают внести в закон об «автогражданке» еще одно важное изменение. А именно: заставить страховые компании компенсировать оплату экстренного лечения и водителю-виновнику ДТП. «Мы не предлагаем платить за ремонт автомобиля. Но даже, если человек стал причиной аварии, это же не означает, что его нужно лишать необходимого лечения, если он в нем остро нуждается, а денег нет» - считает Сергей Рыбалка.
Позитивно оценили законопроект и в дирекции МТСБУ. Заместитель гендиректора бюро Марина Нечаева уже ознакомилась с законопроектом: «Насколько мне известно, он готовился при участии экспертов, которые хорошо разбираются в страховом рынке и в функционировании системы ОСАГО. Если мы говорим о том, что для нас приоритет здоровье и жизнь человека, то предлагаемые нововведения абсолютно правильны». На наш вопрос относительно возможного роста обращений к страховикам, она ответила так: «Очевидно, обращений будет больше. Но это будут обращения именно от лечебных учреждений. Если пострадавший и ранее имел право на компенсацию, но получал ее в лучшем случае через несколько месяцев, а сейчас сможет сразу, в течение, дня-двух получить оплату оперативного лечения, то, очевидно, новый механизм может помочь спасти жизни и здоровье пострадавших в ДТП».
Страховщиков интересует прибыль
Вероятно, законопроект не очень понравится страховым компаниям-членам МТСБУ, так как нацелена на увеличение страховых выплат потерпевшим. А собственников страховых компаний, как правило, больше интересует прибыль. Именно поэтому в законопроекте предусмотрено еще одно нововведение в сегменте «автогражданки». Народные депутаты предлагают уменьшить количество управляющих органов организации, призванной гарантировать от имени государства, выплаты по «аатогражданке». Авторы закона предлагают вместо трех органов – Президиума, Дирекции и Координационного совета оставить два, упразднив президиум.
Общее собрание членов МТСБУ, которое является главным органом управления бюро, собирается крайне редко. В 2015 году дата проведения такого собрания переносилась уже дважды: в мае и июне.
Поэтому почти все решения, в том числе по ценам на полисы «автогражданки», а также выплатам из гарантийных фондов бюро, принимает президиум МТСБУ, в который входят семь страховых компаний. Пять из них являются крупнейшими в Украине участниками рынка страхования автогражданской ответственности. «Это примерно так, если бы несколько крупных банков официально руководили Нацбанком», - сказал Сергей Рыбалка.
Дирекцию МТСБУ с конца 2014 года также возглавил руководитель (теперь уже бывший) страховой компании Владимир Шевченко. «Естественно, президиум и дирекция МТСБУ будут, в первую очередь, отстаивать интересы своих акционеров, а не потерпевших», - отмечает председатель правления общественной организации «Всеукраинское объединение потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков.
«В этом году попытка координационного совета провести независимый аудит (согласно уставу МТСБУ, аудит – один из главных инструментов контроля коордсовета) получила невероятное сопротивление со стороны дирекции и президиума Бюро, которые отвечают за оперативное и стратегическое управление. коордсовет уволил директора МТСБУ Шевченко. Но тот организовал отзыв членов коордсовета от рынка на общем собрании членов МТСБУ. В результате деятельность координационного совета была полностью заблокирована», - говорит Сергей Рыбалка. И теперь уже некому требовать проведение аудита.
«Сегодняшняя система завела ситуацию в тупик. Во-первых, она абсолютно неэффективна, с точки зрения управления. Во-вторых, сегодня ряд крупных страховых компаний, представители которых входят в президиум МТСБУ, сами принимают решения, о том, кому выдавать бланки полисов, а кому нет. Фактически продолжается монополизация. Блокирование работы Координационного совета привело к тому, что внешнего контроля за МТСБУ почти нет. Нацкомфинуслуг также сегодня не имеет достаточного количества рычагов. В постоянных конфликтах мы давно потеряли главное, зачем создавалось наше Бюро - мы обязаны защищать интересы людей. Наша задача автоматически гарантировать им своевременные страховые выплаты. Но сегодня при наличии на бумаге такого количества органов управления, МТСБУ фактически очень слабо выполняет эти свои функции», - говорит Марина Нечаева.
Государство должно определиться
Между тем, в коордсовет МТСБУ, согласно уставу бюро, входят не только страховые компании, но и народные депутаты, а также представитель Национальной комиссии по регулированию финрынков.
Народные депутаты предлагают закрепить квоты по участникам координационного совета не в уставе МТСБУ, а в законе, а также позволить совету контролировать фактически бесконтрольные расходы на дирекцию МТСБУ, штат которой, по утверждению самих же страховых компаний, очень раздут, а зарплаты у некоторых сотрудников выше рыночных. Кроме того, по мнению авторов проекта, совет должен на законном основании контролировать ситуацию с гарантийными фондами МТСБУ. Этот вопрос стал камнем преткновения между президиумом, дирекцией и коордсоветом бюро вначале года, вызвав шквал взаимных обвинений в СМИ. «Тысячи обманутых граждан пишут жалобы в Нацкомфинуслуг, Минфин и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, требуя выплат. Поэтому государство должно определиться: этот вид страхования создан для социальной защиты людей или только для заработка собственников страховщиков? Если все-таки для граждан, то управлять МТСБУ должен орган, куда входят не одни только страховые компании, а также представители парламента, регулятора рынка», - уверен Сергей Рыбалка.
После блокирования деятельности коордсовета президиум и дирекция получили полный контроль над фондами МТСБУ, но вместо увеличения выплат потерпевшим в ДТП лишь увеличили стоимость страхового полиса - с 1 мая на 25%. В то же время лимиты выплат по полисам остались прежними. Обоснованностью этого повышения даже заинтересовался Антимонопольный комитет. По словам Сергея Рыбалка, не могут страховые компании монопольно регулировать деятельность.
По словам заместителя гендиректора МТСБУ, изменения в закон назрели давно. «Жаль только, что к их подготовке не привлекалась дирекция Моторного бюро. Но если мы постоянно воюем с парламентским комитетом, то о каком сотрудничестве может идти речь? Эти войны нужно прекращать и начинать, наконец, нормальную работу», - говорит Марина Нечаева.
По словам экспертов, от этой войны, которую затеяли страховщики с комитетом, как ни странно, может выиграть потребитель. Чуть ли не впервые законопроект написан не под интересы страховщиков, а направлен на защиту интересов потребителей.
Законопроект может быть рассмотрен Верховной Радой в первом чтении уже в июне. Авторы документа надеются, что парламентское лобби страховых компаний не помешает документу стать законом до осени 2015-го.
Евгений КРАВЧЕНКО
Вся пресса за 23 июня 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|